Кругосветка через Французскую Полинезию

Кругосветка через Француз...

Наша первая поездка во Французскую Полинезию была десять лет назад, тогда удалось посмотреть три острова – Таити, Муреа  и Бора-Бора. Уже тогда мы поняли, что посмотрели весьма небольшую часть этой огромной территории, раскинувшейся в центральной части Тихого океана на площади в 4 млн кв км. Всего здесь 130 островов и атоллов, объединенных в 5 архипелагов. В этот раз мы решили посмотреть два из них – Туамоту и Маркизские острова. Полетели в ноябре 2016 г., как обычно, вдвоем с супругой.
Подготовкой я занялся еще в июне. Поскольку эти острова находятся на противоположной части глобуса, то из Алма-Аты нет особой разницы, с какой стороны туда добираться.  Перелеты дальние, как правило, ночные и минимум с двумя стыковками. Мы решили лететь на восток, через Японию. А вернуться решили в этот раз тоже через восток, через Америку. Нужно ведь хоть раз лично убедиться в том, что земля круглая, не стоит на каких-нибудь трех китах и не черепахе. J  Завершающая полетка получилась такая: Таити- Лос-Анжелес - Москва-Алма-Ата После изучения расписания внутренних перелетов сверстался и внутренний тур: Таити-Тикехау-Рангироа-Факарава- Нуку Хива- Хива Оа, на все отводилось 17 дней. Далее началось изучение отелей, трансферов и экскурсий.

Первая остановка в Токио на два дня. В первый вечер погуляли по близлежащему к отелю району, а на завтра поехали смотреть Фудзияму.  При обильном количестве информации в Интернете и при наличии свободного времени, мы стараемся изучать новую страну самостоятельно, но здесь времени было в обрез, поэтому решили взять гида.  Здесь есть несколько некоммерческих организаций, в которые входят люди, знающие иностранные языки, знающие и любящие свою страну и готовые показать ее иностранцам. Наша гид была из такой организации, «TFG», отлично говорила по-английски и провела для нас полнодневную экскурсию по району Хаконе (окрестности древнего вулкана в  100 км от Токио), включающую музей скульптур под открытым небом, подъем на канатной дороге до вершин вулкана с прекрасным видом на гору Фудзи (нам повезло, гора открылась перед нами без облаков), спуск к горному озеру Аши и переезд по этому озеру на  испанском галеоне. Туристы оплачивают такому гиду только транспортные расходы, от других денег наша гид категорически отказалась. Это уже потом, после поездки, вы можете дотировать эту организацию деньгами на ваше усмотрение. Такое отношение к туристам, наличие таких гидов-волонтеров мы встретили впервые. Большое им спасибо.

На следующий я не поленился встать рано утром, с тем чтобы посетить аукцион тунцов на рыбном рынке Цукидзе, но увы. Количество туристов на аукцион лимитировано, 120 человек в день, билеты раздают с 05:00, я там был в 05:20 (раньше метро не работало), но билетов уже не было  L

После завтрака мы  еще полдня погуляли по Токио, забрались на самую высокую башню, Tokyo SkyTree (высота 634 м) со смотровыми площадками на 350 и 450 м, и поехали в аэропорт.
  Наш рейс Токио-Таити вылетел 14/11/2016  вечером в 17:40, пересек линию перемены даты, проходящему по меридиану 180*, и прилетел на Таити в тот же день, 14/11/2016 утром, в 10:10 !  Город Папеете на острове Таити, столица Полинезии, встречает нас дуэтом полинезийских гитар,

и мы сразу пересели в маленький самолетик и полетели на Туамоту.  Наш первый отель находится на атолле Тикехау, что в 300 км на северо-восток от Таити. Атоллом в целом называется коралловый остров овальной формы, образовавшийся на месте древних гор или вулканов.  Коралловый риф обычно не высокий, 3-4 метра, сразу за кольцом рифа здесь начинается узкая полоска земли, от 50 до нескольких сот  метров, на которой есть земля и растительность, и внутри этого кольца находится лагуна (озеро).  О риф  разбиваются океанические волны и внутри него, в лагуне, обычно вода спокойная.  В отличие от Бора-Бора и Муреа, на Туамоту мы не встретили гор внутри лагуны. Тикехау оказался атоллом почти круглой формы с диаметром в 26 км. Нас встретили в аэропорту и по хорошей полинезийской традиции одели на нас венки из цветков дерева тиаре. Потом посадили на быстроходный катер, и мы 50 минут плыли на нем до нашего пенсиона. Под словом “Pension” здесь понимают небольшие отели 1-2*, которые содержат сами хозяева, и по ценам, соответствующим 4-5* отелям Юго-Восточной Азии ? Чтобы совсем не разориться на поездке, из пяти островов у нас запланированы 3 пенсиона. Наш пенсион «Hakamanu Lodge»  оказался уютным коттеджем на 3 номера, с отдельными входами, со всеми удобствами, включая горячую воду и WiFi, единственно без кондиционера, а с вентилятором. С другой стороны коттеджа оказалась большая гостиная с залом для обедов. Домик хозяев находится в 100 метров. Мы были единственными постояльцами на все три дня.  В обе стороны на 10-15 км ни единой живой души.

Что мы там делали? Ответ – мы там ничего не делали  J  Распорядок дня на все атоллы Туамоту: купаться в прозрачнейшей лагуне, загорать, кататься на каяках, кормить с пристани рыбок, вокруг которых плавают 1-1.5 метровые акулки,  наблюдать закаты и дегустировать местную кухню. Погода на всем протяжении тура была переменная, практически ежедневно шли не продолжительные дожди, и большой жары не было.

Через три дня попрощались с гостеприимными хозяевами ( на прощанье гостям здесь принято дарить бусы из ракушек ), и мы  перелетели на соседний атолл Рангироа. Это вторая в мире лагуна в мире площадью 1.5 тысячи кв км, и переводится как «бескрайние небеса». Это сообщил нам встречающий гид отеля Kia Ora Resort&Spa,  надевая ожерелье из тиаре.  Это единственный по туру отель класса 4*, который вполне тянет и на 5*, поскольку большинство бунгало здесь с собственным бассейном. Одно такое бунгало нам и досталось  J

На территории много деревьев с тиаре, этот цветок является символом Французской Полинезии.

Несмотря на большое пространство атолла, население здесь сосредоточено на самом большом острове длиной км 10, между двумя проливами, Аватору и Типуту. Развлечений здесь побольше: можно покататься на велосипеде, сходить пешком до ближайшего от нас пролива Типуту и посмотреть дельфинов, посетить шоу с полинезийскими танцами.  Можно еще съездить на ферму черного жемчуга, где послушать лекцию и посмотреть весь процесс по выращиванию жемчужины, ну и прикупить при необходимости жемчужинку с приложенным сертификатом подлинности.  Я погрузился пару раз с аквалангом в обоих проливах, в одном погружении удалось впервые посмотреть дельфинов вблизи. Здесь мы провели незабываемых 6 дней.

Далее мы перелетаем на атолл Факарава, площадь его в полтора раз меньше Рангироа, 1100 кв.км, суша всего 16 кв.км, а население около 1000 человек. Этот атолл объявлен биосферным заповедником ЮНЕСКО

Здесь у нас всего два дня в пенсионе Veke-Veke lodge на северной части атолла рядом с деревней Ротоава. На следующий день я записался на два дайва в Garuae Pass – северном проливе атолла Факарава, имеющим 1600 м в ширину. В дайвинг-центре предупредили, что здесь сильное подводное течение и сложные условия погружения, и спросили про опыт погружений. Мой сертификат и лог-бук (Log-book, с записью предыдущих 99 погружений) их вполне удовлетворил. В нашей группе три дайвера под руководством инструктора. Погружение начали с лагуны, по течению несемся с большой скоростью на глубине 15-20 метров, доплываем до подводного ущелья, называемого «Ali Baba canyon», и падаем на дно. Глубина здесь 25-28 метров, течение слабое и вокруг плавает несколько тысяч (!) рыб. Крупных рыб мало, но пару раз проплыли огромные (20-30 кг) наполеоны. В поле видимости кружится  10-15 небольших акул. Такого количества и разнообразия рыб я встречал всего несколько раз жизни. Мое 100-е по счету погружение прошло великолепно, и после небольшого отдыха на катере я распечатал вторую сотню. В этот раз мы проплыли над подводным коралловым плато на краю канала Garaue.
На следующий день мы перекусили в соседнем кафе, где впервые удалось попробовать зажаренного голубого марлина, и покидаем Факарава. Наша следующая цель – Маркизские острова. Согласно правил авиакомпании Air Tahiti такой перелет возможен только через транзит через Таити. Пришлось переночевать, отель Tahiti Airport Motel, рядом с аэропортом. Идти недалеко, но в гору. Тяжелый чемодан оставили в камере хранения.
Утором полетели на Маркизы, и по пути самолет сделал тех.остановку опять на Факарава! Но билет Факарава-Маркизы выписать не возможно.
Архипелаг Маркизские острова называют один из самых труднодоступных уголков планеты, он расположен в 1500 км к северо-востоку от Таити, расстояние до близлежащего материка — 4800 км (до Мексики). Всего здесь 12 островов, они делятся на 2 группы: северные - группы Нуку-Хива и  южные, расположенные вокруг крупнейшего острова группы Хива-Оа.
Первое, что бросается в глаза с самолета – в отличие от Туамоту,  Маркизские острова сплошь покрыты горами и  не окружены защитными барьерными рифами, волны  здесь бьют прямо в скалы. В аэропорту о.Нуку Хива нас с венками цветов встречает хозяин пансиона , и мы сразу начинаем экскурсию по острову. Нуку Хива достаточно большой, 30*15 км, площадью 387 кв.км, население около 3000 человек. Основное занятие здесь – производство копры, сельское хозяйство, рыболовство и туризм. Аэропорт находится на северо-западной части острова, а все населенные пункты – на восточной. Мы едем по живописной горной дороге, которая кружит по острову с отворотами в несколько населенных пунктов. На горных склонах часто наблюдаем группы  одичавших коз, и раз дорогу перебежал выводок свиней. Местные жители на них охотятся.

По пути заезжаем в древние культовые сооружения.  В центре у них возвышается каменная площадка, называемая pae-pae, со стенками, украшенными резьбой, и отдельно стоящие статуи tiki. Археологи датируют эти странные скульптуры 11-м веком н.э., а некоторые исследователи  полагают, что их изваяли с облика инопланетных существ.

Проехав пол-острова, к вечеру прибываем в городок Taiohae, административный центр Маркиз, где проведем ближайшие две ночи. Следующий день продолжаем исследование восточной части острова, а во второй половине дня у нас морская экскурсия в отдаленную деревню на юге.

На следующий день перелетаем на остров Хива Оа. В аэропорту представительница отеля Hanakee Hiva Oa Pearl Lodge одевает нам очередной венок из живых цветов (мелочь, а приятно  J ). Полинезийцы не только одаривают гостей, но сами очень любят украшать себя цветами. Украшения при этом со смыслом: если у женщины цветочек за правым ухом, то она замужем, а если за левым – то свободная и готова к новым отношениям.

Наш отель стоит на окраине городка Атуона, в котором проживает большинство жителей острова, и который известен тем, что здесь проживал в последние свои годы художник Гоген. Его могила на городском кладбище недалеко от центра, а в самом центре – музей его имени. В музее висят репродукции его знаменитых картин, оригиналы которых находятся в ведущих музеях всего мира. Посетителей немного, оживление бывает здесь, когда приходит большой круизник с туристами из Таити.

В центре поселка древняя церемониальная площадка с каменными уродцами tiki Это кстати одна из наших целей посещения этого острова – посмотреть древние каменные фигуры. Для этого мы назавтра берем экскурсию  на целый день в местечко Puamau и едем через весь остров с юго-запада на крайний восток. Первую половину дня едем под дождем, треть дороги проезжаем по асфальту, потом начинается сафари по грунтовым горным дорогам. По пути останавливаемся для снимков, в одном месте удается рассмотреть плоды хлебного дерева (нам потом подадут эти плоды на обед – запеченные, они по вкусу напоминают картофель).

Каменных истуканов мы нашли на окраине деревни Puamau, самый высокий оказался всего 2.67 высотой, но зато здесь же оказался редчайший лежащий пузатый идол. Гид уверял нас, что именно отсюда пошла традиция создания каменных изваяний в Полинезии, которая нашла свое развитие на острове Пасхи. Мы внимательно слушали, но поскольку сами были о.Пасхи, видели тамошние статуи и читали отчеты исследователей, то остались при своем мнении, что каменотесы острова имеют южноамериканские корни.
Следующий день отдыхаем в отеле у бассейна, а еще через день начинаем выбираться домой. Для этого нужно опять вернуться на Таити для посадки на международный рейс.
Про дорогу домой. Нам предстояло три подряд ночных перелета, перенести такое весьма тяжко, поэтому мы на одни сутки остановились в Лос-Анжелесе, город посмотреть и отоспаться. Русскоязычный гид встретил нас в аэропорту, провел насыщенную 4-часовую экскурсию по основным достопримечательностям города и под конец привез в наш отель в районе пляжа Санта-Моника.

На следующий день я успел искупаться на пляже (один я такой там был, 02 декабря ??, еще пара серфингистов в гидрокостюмах плавали), народу на берегу много, не купаются , но бегают в одиночку и группами, а в обед мы уже поехали в аэропорт и рейсом Аэрофлота вылетели на Москву и далее в Алма-Ату. Весь тур на карте получился такой.

В завершение технические детали по полетной программе тура:
Алма-Ата- Сеул(4200 км, 5 часов)
стыковка 1час
Сеул -Токио(1200 км, 2 часа)
 Токио и окрестности Ханеда-Фудзияма- 2дня
Токио- Таити(9500 км, 10.5 часов)
 Французская Полинезия (Таити-Тикехау-Рангироа-Факарава- Нуку Хива- Хива Оа)-17 дней
Таити- Лос-Анжелес(6700 км, 8 часов)
Лос-Анжелес - 1 день
Лос Анжелес- Москва (~10000 км, 12.5 часов, по дуге летели - через Гренландию)
стыковка 7 часов
Москва - Алма-Ата (3100 км, 4 часа)
Итого:
 Алма-Ата-Таити на восток = 14900 км, 17.5 часов
Таити-Алма-Ата на восток = 19800 км, 24.5 часов
Итого кругосветка = 34700 км и 42 часа ( справка -  длина экватора Земли 40000км)
*) из 6 перелетов 5 были ночные.

Тур получился весьма насыщенный, но завершился благополучно.