Новые горизонты.  Вьетнам-Камбожда,  декабрь 2005г.

Новые горизонты.  Вьетнам...

Мы хотели посмотреть весь Вьетнам, поэтому тур  получился достаточно напряженным.  Из справочников мы уже знали, что Вьетнам граничит с Камбоджой, Лаосом и Китаем и  имеет великолепную береговую линию протяженностью 3.200 км, омываемую Южно-Китайским морем. Значительная часть ее представляет собой великолепные белопесчаные пляжи. При площади страны в 332.000 кв. км, топография Вьетнама варьируется от прибрежных равнин до горных цепей. С населением в 80 млн. человек, Вьетнам является самой густонаселенной страной Юго-Восточной Азии. Страна протянулась более чем на 1.800 км с севера на юг и поэтому погодные условия в основных частях страны (Севере, Центре и Юге) крайне отличаются друг от друга.  Это страна с древнейшей историей и культурой, имеет огромное количество ценных исторических памятников. Климат, кроме октября и ноября, вполне приемлен для путешествия, температура воздуха на самых популярных курортах – 28 градусов круглогодично. Дешевизна всего. Соотношение цены и качества для Вьетнама явно перевешивает в сторону качества, включая сервис в отеле и сувениры: изделия из шелка и дерева редких пород, из перламутра и серебра. Все это привлекают сюда многочисленных туристов (более 2 млн. человек за 2004 г). Меня также интересовал дайвинг в Южно-Китайском море. Кроме того, Вьетнам считается самым безопасным местом для туристов в регионе Юго-восточной Азии.

Итак, 12-го вечером мы вылетели на Бангкок, откуда через несколько часов пересели на рейс Банкгок-Ханой, и утром 13-го мы уже заселились отеле «MAJESTIC SALUTE», 3*+. Отель хороший( я бы ему дал  4*), в самом центре, недалеко от Озера Возвращённого меча. Гид нам дал полчаса на подготовку, и мы начали обследование города. Надо сказать, что здесь и  везде далее по маршруту нас встречали-сопровождали-провожали русскоязычные гиды.

Тур  включил самые интересные места города: Мавзолей Хошимина с большой площадью и президентский дворец, Пагоду на Одном Столбе, Храм Литературы, Озеро Возвращённого меча, старинные кварталы,  поездку на велорикше по центру города с ужином в местном ресторанчике и театр кукол не воде.

Мы узнали, что в Ханое живет 3.2 млн человек, это один  самых старых городов в Азии, кроме традиционной вьетнамской архитектуры, здесь есть французский квартал с просторными французскими колониальными виллами и широкими бульварами с рядами сандаловых деревьев и кофейнями.  Портреты и памятники Хошимину встречаются повсеместно, Карл Маркс и Ленин тоже присутствуют, но гораздо меньше, а портретов Энгельса почему-то не видели. Поразило количество мопедов и мотороллеров, правила дорожного движения никто не соблюдает, и, хотя  столкновений мы не видели, гид нам сказал, что дорожный травматизм очень высок. Ехать вечером на велорикше было весьма интересно, особенно когда твой водитель спокойно выезжает на оживленный перекресток не снижая скорости.

Утром следующего дня, 14.12. после завтрака у нас был переезд в г. Халонг (170км, 3 часа езды), с остановкой в деревне традиционного кустарно-ремесленного промысла. По приезду в Халонг-Сити, не заходя в отель, сразу загрузились на кораблик и поехали в круиз по заливу Халонг. Залив Халонг - одна из самых великолепных пейзажных достопримечательностей всего Вьетнама, он был признан ЮНЕСКО мировым природным наследием в 1994 г. Это живописный залив с примерно 2000 островками, поднимающимися из прозрачной изумрудной воды Тонкинского залива, километрах в 200 от любимого алма-атинцами в последние годы китайского острова Хайнянь. На нашем кораблике мы объехали пару сотен островков, посетили  известняковую пещеру с красочными сталагмитами и сталактитами.
      Потом заехали в рыбацкую деревушку, где набрали свежих морепродуктов, из которых на борту судна приготовили весьма изысканный обед. Таких крупных креветок мы до этого не пробовали!

По завершению круиза по заливу, уже вечером заселились в отель «SAIGON HALONG» (хорошие 4*).  А вечером мы прогадали – гид дал нам на выбор две наводки на вечернюю программу – или лазерное шоу на  частном островке Туан Чан (Dao Tuan Chan), или экскурсия по парку Poyan с несколькими фольклорными представлениями – и мы выбрали парк. Билет стоил 100000 донгов (1$=15000 донг) и должен включать 5 разных представлений. Зашли в парк, время 20-30, тротуары освещены, но народу нет. Мы начали с театра с программой народных танцев. Пришли за 5 минут до начала, зал открытый, амфитеатром, сиденья каменные, зрителей больше нет, мы одни. Через 7-8 минут я зашел за кулисы и увидел отдыхающих артистов, которые, похоже, сильно удивились,  увидев меня, но стали подниматься. В общем, представление состоялось, но напоминало концерт самодеятельности. Похлопав артистам, я повел супругу на бой петухов, который давно хотел посмотреть. Ситуация повторилась – пустынный угол парка, небольшой открытый амфитеатр, никого нет. Через пять минут после завяленного времени из будки выглянул озадаченный служитель парка, позвонил второму, который принес в двух корзинах двух вялых петухов. Еще несколько минут служители пытались их разбудить, потом один проснулся, прокукарекал,  и несколько раз напал на второго. Этот второй вяло посопротивлялся, потом дал выбросить себя за круг. Служитель его за шиворот, и хотел снова стравить петушков, но мы уже сами не дали.
 Еще можно было пойти на местный театр водных кукол и еще какой-то аттракцион, но та часть парка была затемнена, и мы решили, что нам достаточно.
  На следующее утро (15.12.) была ранняя выписка из отеля и возвращение в Ханой. По пути гид продолжил знакомить нас с местными обычаями. Например, встреча в похоронной процессией, оказывается к удаче. Хоронят, кстати в Северном Вьетнаме дважды – первый  раз собственно при смерти, а потом, через 3-4 года кости выкапывают, моют, и чистенькие закапывают заново. Обряд такой.
По пути проезжаем много деревень, планировка домов примерно одинаковая, в форме прямоугольника, причем узкая часть прямоугольника  смотрит на дорогу, а длинная (в 2-3 раза) часть уходит в поле. Оказывается, здесь дело в налогах на жилье – каждый метр вдоль трассы стоит в несколько раз дороже поперек ее.  На первом этаже дома, как правило, магазин или пункт обслуживания. Нас привезли сразу в аэропорт, и мы перелетели в город Дананг.

Дананг находится в центральной части Вьетнама, и встретил нас проливным дождем.  Город основан во 2-м веке, экскурсионная программа включила посещение Музея Тямской скульптуры (тямы - народность, жившая на территории Вьетнама в древности, создали империю Чампа), Мраморных гор и деревни каменорезов. Ночёвка прошла в отеле «SAIGON TOURANE», который хоть был хоть и 3*, но зато попался люксовый двухкомнатный номер.
  На следующий день под проливным дождем мы переехали в старинный городок Хойан (30км, 30 мин. езды), где сразу взяли экскурсия по старинным кварталам Хойана, признанным ЮНЕСКО мировым культурным наследием.
Попутно на одной из фабрик ознакомились  с полным циклом производством натурального шелка из тутового шелкопряда, от гусеницы до ткацкого станка.  Ночёвали в отеле «DONG AN BEACH RESORT». Утром следующего дня сами погуляли по кварталам и рынкам Хойана, а в обед уже летели в город Начанг. Как обычно, встреча и трансфер в отель  «NHA TRANG LODGE». Дождь. Как сказал гид, обычно дожди идут в октябре-ноябре, а такой дождливый декабрь здесь впервые за последние 30 лет.

17.12. у нас по плану была расписана экскурсионная программа на целый день, и на наше счастье дождь кончился, и появилось солнышко. После завтрака нас привезли в местный порт и посадили опять в отдельный кораблик. В связи с большой волной не удалось доплыть до островов Hon Mun (остров черного эбенового дерева) и Hon Tam (остров шелкопряда), но зато посетили океанариум Чи Нгуен и рыбацкой деревни с дегустацией лангуста. Потом заехали на один чудный песчаный островок, где впервые за путешествие поплавали. С аквалангом, увы, нырнуть не удалось из-за погоды. Вечером еще побродили по городу, навестили храм Будды на лотосе. Высота статую – 14 м, ее видно из любой точки города. Не обошлось и без шопинга. Товары, надо заметить, в этой стране в 2-3 раза дешевле, чем у нас.

19.12., ранним утром – привычный уже переезд в аэропорт для вылета в г. Хошимин. И, как обычно, гид с плакатом с нашими именами, трансфер в отель («REX», 4*, в самом центре, с бассейном на крыше), по пути уже началась обзорная экскурсия по городу, которая была продолжена после размещения в отеле. Этот город называют «жемчужиной Дальнего Востока», здесь много зданий французской архитектуры, на снимке - Нотр-Дам-де-Сайгон (уменьшенная копия парижского). Посмотрели Пагоду  Тхиенхау, Китайскийо района, рынок Беньтхань, а вечером прогулявшись по магазинам завершили день в ресторане вьетнамской кухни.

20.12. Утром после завтрака мы уже прощались с этой новой для нас страной для переезда в последний пункт нашего путешествия – город Сием Реап, Камбожда. При вылете из аэропорта Ханоя с нас, во-первых, взяли по $20 аэропортовского сбора, во-вторых, долго разглядывали наши паспорта, соображая, можно ли нас сажать в самолет. Потом пришел самый главный по залу, нашел нашу страну в «хорошем» списке, и нас пропустили. По прибытию в аэропорт г.Сиемреапа, мы получили въездную визу ($25), а при выходе  первые 10 минут не видели нашего гида, что нас несколько озадачило. Но вскоре его увидели сидящем на скамье с знакомым транспарантом (отсутствие встречающего, в общем особых проблем не доставляет, если знаешь название отеля, а такси во всех аэропортах никогда не кончаются) . Это был камбоджиец, обучавшийся 6 лет в Москве, и со сносным русским языком.

По пути в отель он вкратце рассказал нам историю своей страны. Итак, государство Камбоджа впервые появилось около 2 тыс.лет назад, пик расцвета пришелся на 10-14 вв, когда был построен храмовый комплекс Ангкор, затем были затяжные войны с окружающими странами, в первую очередь с Сиамом, и постепенный упадок. В 1953 году Камбоджа стала суверенным государством, затем была был военный переворот, американские бомбардировки, и наконец, 1975-1979 режим правления красных кхмеров. Про последнее гид говорил совсем не охотно, но из прессы мы знали, что время это совсем не веселое. Красные кхмеры отменили деньги, согнали все городское население в деревни и заставили обрабатывать землю. За 4 года число погибших от лишений и убитых превысило 3 млн человек. Потом была гражданская  война, которая закончилась 15  лет назад. Сейчас страна восстанавливается, экономика на подъеме, причем туризм – одна из важнейших составляющих. В страну приезжает до 1 млн туристов в год.

За беседой мы незаметно добрались до чудного отель «APSARA ANGKOR» (это вид из нашего окна, выходишь из номера и сразу в бассейн), и через полчаса выехали на обзорную экскурсию к цели нашего посещения этой страны - по древнему Ангкору. Вкратце про него сложно сказать, его надо посмотреть – комплекс занимает площадь более 300 квадратных километров. Осмотр начался с города-храма Ангкорват (размер 1.3 км на 1.5 км – почти 200 га, самое большое в мире культовое сооружение), посвященного индуистскому богу Вишну.

Храм расположен на трех уровнях, вдоль каждого уровня идет множество галерей, которые украшены скульптурами и барельефами на мифологические сюжеты из Рамаяны. Очень много изображений танцовщих –апсара, у кхмеров есть поверье, что, если потереть грудь у ее скульптуры, то это к удаче. Все гиды рассказывают эту байку доверчивым туристам, и результат можно увидеть на этом рисунке.

Потом посетили храм Та-Пром, обнесенный стеной 100 на 600 м, посвящен богу Браме. Очень интересный храм, полуразрушенный, прямо на камнях  растут необычные деревья “spung”, корни у них в земле, а огромные стволы обвивают остатки  строений. Идеальное место для съемок фильмов типа  «Маугли».

На выходе из храма уже начало темнеть, и охранники стали выпроваживать туристов из храмов. Вечером у нас был ужин в местном ресторанчике с местным танцевальным ансамблем. Было много местных блюд, включая и такие, как "Fried frog with garlic". Жареная лягушка, как впрочем и мясо крокодила или черепахи, напоминает куриное.

К сожалению, не удалось посмотреть выступление всемирно знаменитого королевского балета Камбоджи, он выступал только завтра.

21.12. Последний день. Завтрак в отеле. Выписываемся из отеля, сумки в багажник, и едем на продолжение экскурсии. Сегодня у нас был осмотр Ангкор-Тхома (большого города, занимает 900 га). Город построен в виде крепости, стены высотой 6 м и толщиной до 8 м, в 12 веке, после того, как Ангкор разграбили тямы (те самые, из Центрального Вьетнама). В центре крепости стоит храм Байон, внешние стены которого  украшены барельефами общей длиной более 1 км. На барельефах изображены военные сцены, жизнь крестьян, петушиные бои, тайский бокс, мифические  сюжеты.

Центральная башня поднимается на высоту 45 м,  на разных уровнях расположены 52 небольшие башни с изображением неизвестных ликов, возможно тогдашнего короля.

Под конец осмотрели еще руины храма Баллон и Слоновью террасу. И наше время вышло.
 Нас привезли в местный аэропорт (на вылете берут по $25), перелетели в Бангкок, и оттуда через несколько часов вылетели домой.

Подытоживая поездку, можно сказать, что мы сильно изменили мнение об этой части глобуса. Долгое время слово «Вьетнам» ассоциировалось с воюющей страной, партизанами в джунглях, американские ковровые бомбардировки и  зенитки, бьющие по по самолетам. Сейчас, через 30 лет, прошедших после войны, страна оправилась из экономической разрухи и активно развивается. Во Вьетнаме множество исторических памятников, великолепная природа, хороший климат, а также качественный и не дорогой сервис. В Камбоджу тоже уже можно ездить, война давно закончилась.

Еще в поездке нам понравилось, что все экскурсии были индивидуальные,  даже в обоих круизах на корабликах мы были единственными туристами.